Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает проверку многих элементов системы (наличие документации, оборудования и др.) и процессов в медицинских организациях. Выделяют плановый контроль (не реже одного раза в квартал) и внеплановый контроль (при наличии проблем). Пользуясь международной терминологией, внутренний контроль использует подход аудита и обратной связи. Согласно неформальным данным от российских врачей, внутренний контроль качества зачастую не формализован, но имеет место сплошной или выборочный аудит историй болезни.
Ведомственный контроль проводится вышестоящими органами управления здравоохранением для подведомственных медицинских организаций. Также выделают плановый (не реже одного раза в год) и внеплановый контроль (при наличии жалоб, дефектов помощи и др.). Фокус контроля находится на наличии соответствующей документации, рассмотрении и анализе жалоб граждан, соблюдения стандартов оснащения, соответствие оказываемой помощи стандартам медицинской помощи.
Важным документом, который с 2022 года будет использоваться для экспертизы качества оказания медицинской помощи, является перечень критериев качества оказания медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава №203н от 10 мая 2017 года. Следует отметить, что с момента последнего утверждения (до 2017, предыдущие версии были утверждены в 2015 и 2016 годах), этот документ не обновлялся. Этот инструмент может выполнять функцию короткого проверочного листа для медицинских организаций и найти отражение в локальных больничных протоколах лечения.
Контроль объемов, сроков, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) осуществляется на основе Федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (статья 40 - Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи). Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи:
- Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи;
- Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации;
- Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Порядок контроля утвержден приказом ФОМСа N 36 от 28 февраля 2019 г.
Порядок контроля утвержден приказом ФОМСа N 36 от 28 февраля 2019 г.
Медико-экономическая экспертиза проводится специалистом-экспертом. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.
Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются штрафные санкции.
Медико-экономическая экспертиза осуществляется в виде: целевой медико-экономической экспертизы (при ранней повторной госпитализации, получении жалоб и др.) и плановой медико-экономической экспертизы. Объем ежемесячных медико-экономических экспертиз составляет для стационарной помощи 8% от общего числа случаев, принятых к оплате.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основе критериев качества, утвержденных приказом Минздрава №203н от 10 мая 2017 года. Как и медико-экономическая экспертиза, экспертиза качества осуществляется в виде: целевой медико-экономической экспертизы (при получении жалоб, летальных исходах, внутрибольничного инфицирования и развития осложнений, выхода на инвалидность, ранней повторной госпитализации и др.) и плановой медико-экономической экспертизы. Объем ежемесячных экспертиз качества составляет для стационарной помощи 5% от общего числа случаев, принятых к оплате (70% случаев использования телемедицинских консилиумов работниками из национальных исследовательских центров).
Территориальный ФОМС может проводить повторную экспертизу в целях контроля деятельности страховых медицинских организаций.
При анализе системы контроля качества можно выделить следующие недостатки:
- Разобщенности системы контроля (ОМС и помощь за пределами ОМС, контроль качества в ведомственной и частной медицине);
- Вся существующая система направлена на выявление проблем и наложение санкций на медицинские организации, а не на улучшение качества оказания медицинской помощи и предотвращение проблем;
- Отсутствует культура конструктивного анализа проблем и открытости медицинских организаций о проблемах с качеством медицинской помощи;
- Система контроля качества оказания медицинской помощи использует только часть имеющегося инструментария;
- Система контроля качества оказания медицинской помощи в значительной степени опирается на стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации; мы считаем, что стандарты должны быть полностью отменены, а клинические рекомендации иметь только рекомендательный характер;
- Данные мониторинга качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях не доступна для широкой публики.