Сценарий при резком увеличении расходов на здравоохранениеТакой сценарий возможен только при радикальной смене политических приоритетов. При таком сценарии необходимо сохранение и дальнейшее развитие бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения. Очевидно, что любое значительное увеличение расходов системы возможно только за счет средств бюджета, а не системы ОМС.
Сохранение существующей инфраструктуры позволит сфокусироваться на других аспектах работы системы: что должно быть гарантирована, как помощь должна оказываться и оплачиваться? Роль страховых медицинских организаций и потребность в реформировании их деятельности должна быть отдельно изучена.
В этой главе мы не рассматриваем вопрос, сколько нужно тратить на здравоохранение. В целом необходимо 2-3-кратное увеличение совокупных расходов бюджетов и системы ОМС для того, чтобы выйти на уровень расходов развитых стран относительно процента расходов от размера ВВП. Это также приведет к снижению прямых расходов населения (прямая оплата помощи и неформальные платежи). В настоящее время, прямые расходы населения составляют около 40.5% от общих расходов на здравоохранение в России (WHO 2017).
Сценарий при сохранении существующей ситуацииОчевидно, что существующих расходов (при некотором росте расходов, например в системе ОМС на 10.3% в 2019 году по данным ФФОМС) не достаточно ни для обеспечения необходимого покрытия медицинской помощью (своевременный доступ к нужным технологиям), ни для решения инфраструктурных проблем (состояние первичного звена и др).
Единственным подходом, который соответствует целям всеобщего доступа к медицине, является оптимизация существующих расходов.
Необходим радикальный пересмотр программы государственных гарантий, отдельных государственных программ для наиболее эффективного расходования имеющихся средств. Что мы гарантируем гражданам? В каком объеме? Как помощь должна быть организована в этих условиях? Придется отказываться от многих неэффективных технологий, продолжать перевод оказания помощи из больничных в амбулаторные условия и другое.
В дополнение существующей бюджетно-социально страховой модели, возможно развитие частной страховой модели, для обеспечения доступа к услугам, которые не предоставляются по программе государственных гарантий или для покрытия соплатежей населения за оказание медицинской помощи (сегодня практически отсутствуют).
Частная страховая медицина – это не выход для системы здравоохранения. ВОЗ проанализировала возможности и ограничения частной страховой модели в контексте целей всеобщего доступа к медицине (Mathauer 2018):
- Частная страховая модель имеет ограниченное значение для финансирования здравоохранения. Только в 41 стране мира вклад частного страхования превышает 5% от общих расходов на здравоохранение;
- Частная страховая модель дает непропорциональные преимущества в доступе к технологиям для состоятельных людей с низким уровнем рисков по здоровью;
- Частная страховая модель может негативно влиять на систему здравоохранения, создавая параллельную систему, с переходов медицинских работников из государственного в частный сектор, повышение давление на оплату труда работников.
При этом в контексте российской системы здравоохранения, частная страховая модель может быть полезной в двух контекстах (complementary model):
- Обеспечение доступа к услугам, которые не предоставляются по программе государственных гарантий (complementary model for services);
- Покрытия соплатежей населения за оказание медицинской помощи (сегодня практически отсутствуют, но могут являться важным механизмов в будущем) (complementary model for user charges).
При этом использование частной страховой медицины для дублирования услуг бюджетно-страховой модели не целесообразно в контексте целей всеобщего доступа к медицине.
Сценарий при ухудшении ситуацииПри этом сценарии используются те же рекомендации, что и при сценарии сохранения текущей ситуации. Однако при ухудшении ситуации с финансированием системы здравоохранения, значимость всех ранее сделанных рекомендаций становится еще более высокой.
Список литературыLiaropoulos L, Goranitis I. Health care financing and the sustainability of health systems. Int J Equity Health. 2015 Sep 15;14:80.
Mathauer I, Kutzin J; Voluntary health insurance: its potentials and limits in moving towards UHC, Policy Brief, Department of Health Systems Governance and Financing, Geneva: World Health Organization; 2018 (WHO/HIS/HGF/PolicyBrief/18.5). Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
OECD, Eurostat, WHO (2011), A System of Health Accounts, OECD Publishing.
World Health Organization (WHO). Everybody's business-strengthening health systems to improve health outcomes: WHO's framework for action. Geneva: WHO; 2007.
World Health Organization (WHO). Global Health Expenditure Database. Russia. 2017. Web-site:
https://apps.who.int/nha/database/country_profile/Index/en World Health Organization (WHO). Global spending on health: a world in transition. Geneva: World Health Organization; 2019 (WHO/HIS/HGF/HFWorkingPaper/19.4). Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
Максимова Л.В., Омельяновский В.В., Сура М.В. Анализ систем здравоохранения ведущих зарубежных стран. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2014.
Счетная палата РФ 2019. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». № ЗСП-190/16-09 от 11 октября 2019 г.
Фаррахов А.З., Омельяновский В.В., Сисигина Н.Н. Проблемы формирования модели финансового обеспечения национальной системы здравоохранения. Финансовый журнал, апрель 2015.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Система ОМС в РФ. Интернет-сайт:
http://www.ffoms.ru/system-oms/ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. Аналитический доклад: «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении». Москва 2020.
Шишкин С.В., Шейман И.М., Потапчик Е.Г., Понкратова О.Ф. Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.